Контролепригодность

Могут устанавливаться следующие показатели контролепригодности ВС и функциональных систем (ФС):

— полнота контроля функциональных отказов, приводящих к особым си­туациям;

— полнота контроля отказов;

Значение полноты контроля бортовыми средствами функциональных отка­зов, приводящих к особым ситуациям в полете и не отнесенных к категории практически невероятных, в целях информирования экипажа должно быть рав­но 1.

Значение полноты контроля отказов, препятствующих вылету ВС и контро­лируемых при всех видах ТО бортовыми, наземными средствами контроля и ор­ганолептическими методами, должно быть равно 1. При этом средства и методы контроля должны обеспечивать своевременное выявление предотказного со­стояния систем, переходящего в функциональный отказ. При оценке не учиты­ваются отказы, не влияющие на безопасность полетов, а также отказы, не пре­пятствующие вылету ВС в соответствии с Перечнем допустимых отказов (MMEL).

Значение полноты контроля всех возможных видов отказов всеми средства­ми и методами контроля (включая органолептический контроль) при эксплуата­ции ВС должно быть равно 1.

Полнота контроля отказов, не приводящих к особым ситуациям, с использо­ванием бортовых (встроенных) средств контроля должна определяться из усло­вия выполнения заданных требований по времени проведения оперативного ТО с учетом технико-экономической целесообразности.

В ТЗ на разработку ВС могут также устанавливаться следующие показатели надежности ВС:

— коэффициент регулярности полетов Кр п ;

— ресурс до списания Тр с ;

— коэффициент готовности к вылету Кг в.

Значения показателей безотказности составных частей ВС должны обеспе­чивать заданные в ТЗ показатели надежности ВС в целом, а также установлен­ные в Нормах летной годности значения вероятностей особых ситуаций из-за отказов систем.

Значения ресурса до списания Тр с приведены в табл. 2.11. Срок службы до

списания для всех типов самолетов устанавливают равным 25 лет, для всех ти­пов вертолетов — 20 лет, если по согласованию заказчика и разработчика не оп­ределены другие сроки службы ВС.

Значение коэффициента готовности к вылету должно быть не менее 0,98.

Контролепригодность

Подпись: Значения ресурсов до списання перспективных ВС ГА Вид ВС Число пассажиров (масса груза) Минимальная величина ресурса до списания, ч налета Самолеты До 100 чел. (до 5 т) 35 000 101...200 чел. (5...Ют) 45 000 Свыше 201 чел. (свыше 10 т) 60 000 Вертолеты До 0,5 т 12 000 0,5...2т 18 000 Свыше 2 т 24 000

Значения коэффициента регулярности полетов Кр п, определяемого как ве­роятность того, что в полете не возникнет отказ, приводящий к прерванному взлету или вынужденной посадке, устанавливаются как

Подпись: (2.13)^чооовп 1000 *

где — Кюоовп — среднее число прерванных взлетов и вынужденных посадок на 1000 взлетов.